Автор Тема: Li-po, ли-по, призматики - супермощный литий в пакетах  (Прочитано 57728 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ВеликВольт

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 3528
  • Опыт +20/-4
  • Пол: Мужской
Попробую подытожить инфу с 2010 года использования li-po батареи. Понятно что сейчас все перешли на химию li-Ion, единицы ездят на Li-Fe, что-то новое  на Li-Ti и т.д. А я лично перешел на  li-Ion элементы формата 18650, но расскажу, что с моей старой баткой!

Оффлайн ВеликВольт

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 3528
  • Опыт +20/-4
  • Пол: Мужской
Итак, 5 лет назад я купил шесть батарей (котлет) li-po, одна из разновидностей li-ion Турниджи в твердом корпусе

Turnigy 5000mAh 4S1P 14.8v 20C hardcase pack

 Котлета состоит из 4 элементов 3.7в 5Ач, соединенных последовательно. Вместе сразу купил "умную" зарядку-балансир Turnigy Accucel-8 150W 7A Balancer/Charger чтоб проверить все эти 6 котлет и по первости заряжать, пока нет общей зарядки. Ваттметр на руль Turnigy 130A Watt Meter and Power Analyzer чтоб перед глазами всегда была информация о емкости батареи и просадке по напряжению. Тогда я был юн и смел, отказался от BMS, думал сам контролировать все банки, что впоследствии оказалось большой глупостью! Но зато подключил Целлог, он пикает, когда стоит отключить батарею, следит за напряжением каждой ячейки.

Котлета турниджи состоит из 4 элементов, соединенных последовательно. Платы БМС нет, поэтому нужно постоянно балансировать такую сборку. При каждой зарядке.


Начал проверять на емкость и с удивлением увидел, что при разряде током 3А они отдают емкость 4,7-4,8ач. Я тогда не знал, что китайцы завышают емкость и подумал, что меня обманули.))) Ну ладно это мелочь, но один элемент в 1 из "котлет" оказался 1,5в. Это меня опечалило. Ведь я думал наконец-то у меня будет емкая батарея 15ач (сборка 12s3p)! А вот нет, пришлось соединять в 10ач(сборка 12s2p). 3 котлеты ( из них 1 коцаная) отложил до лучших времен.

Как я соединял. Все просто: 3 котлеты соединил последовательно, итого получилось 12 элементов последовательно, 12*3.7=44,4в. И еще 3 котлеты тоже последовательно. Потом эти 2 сборки я соединил параллельно. То есть емкости 4.8Ач сложились. Вышла неплохая и очень компактная батарея 44в 9,6ач. Котлеты стянул обычной изолентой. Так как корпус котлет жесткий пластиковый, то получилась довольно крепкая батарея. О корпусе тогда я ваще не думал, ящик-кофр появился много позже.

Осталось еще 3 котлеты, но к сожалению с одной "паршивой овцой".

Второе удивление посетило меня, когда пришел ICharger и я померил внутреннее сопротивление каждого элемента. Где же все элементы по 1-2мОм? Где же идеальная балансировка? Все вранье. Разброс был 2-6мОм. Сейчас я понимаю, что 6мОм это круто, но тогда я верил в 2 мОм на всех элементах - фантастическая цифра. Ведь чем меньше внутреннее сопротивление, тем меньше будет просадка по напряжению, тем большие токи сможет отдавать и принимать такая батарея.



    У котлет турниджи заявлено 20С. Это конечно смех. Считай 5ач*20С=100А. А провода идут 12AWG, это максимум 50А. Ну понятно, что никто и не использует такие токи, на электровелосипеде. В итоге максимум 30А дают эти липоли. Я использовал 25А ток максимум.

Так как была зима, я сразу сделал чехол из пенки и плюс сверху еще чехол из шубы. Так как ли-по не любят мороз, постарался утеплить как мог. (Много позже поступила верная инфа - разряжать ли-по на морозе можно, но ток следует уменьшить до 0.6С, чтоб не было деградации батареи). http://evel-ural.ru/index.php?topic=266.0

 При первом соединении зарядил каждую котлетину отдельно и отбалансировал. Это очень важно при соединении всех 6-ти котлет. Если какая то будет не заряжена-не отбалансирована, будет разбег и гулянка на всей батарее.

По первости общей зарядки не было, приходилось после каждой покатушки заряжать каждую котлетину отдельно. Долго очень... Зато балансировка каждый день. :-) Но какая радость, после свинца весом 16кг, начал ездить на малютке весом 3,4кг! Причем свинец отдавал из 12Ач около 6Ач. А ли-по честные 8,5ач из 9,6ач. Это супер! Просадка по напряжению была максимум 3в! Ну просто красота. 

Потом я купил  зарядку на 48в 7А и стало проще. Зарядку включил и через 1,5-2 часа всё заряжено, можно ехать. Балансировал котлеты раз в полгода, возил батарею в рюкзаке и жил припеваючи. После балансировки, где то через 2 часа отстоя записывал напряжение всех элементов. И выяснил, что на 1 котлете элементы чуть ниже напряжением, чем на остальных. Но это никак не сказывалось на эксплуатации, пока не случилось косячное дело.

Я приехал зимой с мороза -20С, очень торопился, надо было съездить еще по делу. Но я знал, что заряжать холодную батарею нельзя. Обычно я заряжал батарею вечером до 80% и утром, перед работой, чтоб она не стояла в напряжении всю ночь. Ну а тут подождал 20 мин и решил поставить на зарядку, все вроде пошло, ток 7А, напряжение повышается. Отлично, залил 4 Ач,  думаю хватит. Выехал на улицу, газ! И... пшик , газ не работает. Эхх, хорошо что рядом подъезд, ремонтировать на морозе тяжко. Проверил проводки газа, все цело. Проверил коннекторы фазные и датчики, все целое, млин, но газа нет. Пришлось идти домой, встречу отменил.

Дома померял нупругу ё-маё 32в. А у меня минимальное напряжение 42в. Понятно, что контроллер и не давал работать батарее. Дернулся проверять котлеты, копец... та отстающая котлета по нулям... все 4 элемента в ней. Лихорадочнор азобрал котлету, корпус легкий на разборку оказался - пластик тонкий, все элементы отпаял-отсоединил. Пытался их оживить большим током. 1 элемент ожил, остальные 3 умерли навсегда. То есть батарея холодная с мороза и при заряде холодный литий начал окисляться, вот слабые элементы и не выдержали. Нельзя заряжать холодную батарейку!!!


Хорошо, что есть запасные котлеты! Заменил умершую и опять катал без проблем. След. рассказ под названием "Как я апгрейдил батарею до 3p - 13ач".

Фото ниже

Оффлайн ВеликВольт

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 3528
  • Опыт +20/-4
  • Пол: Мужской
Парень кидает в воду мощные li-po 6s, 25C!!! Как так? Я всегда думал, что сразу будет КЗ. А мы еще боимся ездить в дождь, тут блин высокотоковые аккумы полностью в воде...

https://youtu.be/BAmNvMLbqOE

Оффлайн maximusko

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 2545
  • Опыт +15/-2
  • электровелосипед собственной сборки
У него слишком чистая вода...
Надо посолить хотя бы, чтобы ионы появились, думаю так.
Или "советскую" воду из под крана попробовать применить.

Оффлайн ВеликВольт

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 3528
  • Опыт +20/-4
  • Пол: Мужской
  Ну чтож эра ли-по закончена уже официально, появились ли-ионки 18650 с такими же параметрами, отдающие большие токи, но в разы безопаснее. 18650 имеют защитный клапан, значит огня не будет, сорвет защиту, вытечет литий. Большой плюс 18650 - можно делать любую форму!

  Мою батку, собранную из "котлет" липо Turnigy 5000mAh 4S1P 14.8v 20C hardcase pack я 4 года назад апгрейдил, добавил еще 3 котлеты в параллель, получилось 44в 14Ач. В итоге прошло 7 лет, батарея отдает уже 12Ач, то есть емкость упала. Но разбаланс минимальный, своевременно балансирую баатрею, надоело уже, хочу BMS!

  Многие мне говорили, что батарея проживет максимум 3 года, но вот прошло 7 лет! Емкость упала до 80%. Но я всегда заряжал не на полную, до 4,17в на элемент и разряжал тоже не в ноль - не до 2,5в на элемент. То есть всегда брал с батареи не полную емкость. Возможно из-за этого так долго живут.

  Целлог тут очень помогает. Но включать его надо только кратковременно! Посмотрел и сразу выключил. Иначе он сильно разбалансирует первые 2 ячейки. Так что ориентируюсь по велокомпу - пробег, и в конце поездки иногда включаю целлог на несколько секунд. В планах поставить уже ваттметр [ok]

  Бывает даже при 3,3в уже начинается разбалансировка, тогда газ давлю меньше, скорость сбрасываю - так можно проехать еще несколько км и как только разбаланс достигает 0,50в - выключаю батарею и еду на педалях. Но это бывает редко.

  Мечтаю о батке из 18650 HE4 и о качественной BMS.

Итог. Если проверять литиевый аккумулятор хотя бы раз в полгода, то есть балансировать элементы (небалансируемые сразу заменять), то такой аккумулятор прослужит 7 лет, ёмкость упадёт со 100% до 80% и будет постепенно уменьшаться с каждым годом.

Оффлайн ВеликВольт

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 3528
  • Опыт +20/-4
  • Пол: Мужской
Да уж, повезло мне, мои пакеты до сих пор лежат, я их уже не использую, там около 70% емкости осталось. И твои пакеты тоже лежат новенькие! Никто их не хочет ставить.

 Ну хотя как сказать "повезло"... У меня то БМС не было, поэтому я заряжал каждый раз иЧарджером, то есть следил за котлетами каждый день.

Я считаю что основная проблема в этих турниджи 5000mah в том, что попадаются битые ячейки, как у меня и было в начале. Поэтому использовать их с магазина - нельзя. Надо разобрать пластиковый корпус, отпаять все ячейки, проверить каждую большим током. А потом самому спаять все ячейки + болтовое соединение. Обязательно подключить еще целлоги! Только так они будут работать безопасно.  Но ведь это уже серьезная переделка, для опытного электроника.

Так что соотношение ёмкости, веса и цены - нивелируется трудоемкой переделкой. А я лично для себя зарекся больше использовать пакеты, одни проблемы с ними только видел.

Оффлайн кронд

  • Электробайкер
  • **
  • Сообщений: 1755
  • Опыт +22/-1
1 у него были мультистары - ещё более ёмкие по 16ач.
2 непойми кто ему ставил бмс, если бмс нечаянно коротнуть вход зарядки (или шлейф БМС) - надо на 100 процентов перепроверять как будет отрубать при максимальном напряжении на всех/любой/каждой ячейке.
3 сборка лежала сколько-то времени - мог быть небольшой саморазряд отдельных ячеек, если такую бомбу заряжать да ещё  при тухлой бмс когда разряженные ещё не зарядились, а нормальные стали перезаряжаться.
4 то что он завсегдатай ЭТ с количеством постов овер 7000 ни чего незначащих около транспортных постов и кучей самокатов-велосипедов, ни чего не значит в электронике у него познания близки к нулю и лепить транспорт с убойной химией приводит к последствиям.
5 несомненно я ему сочувствую особенно не виноваты двое его детей и супруга.
6 у нас специалиста за вознаграждение не найти, а найдёшь дак юзер отчебучит.
7 лучше всяких БМС'ок целлоги (вон Серёга приткнул бмс и досвидос батка, а юзал бы целлоги ни чего бы не случилось)
8 альтернатива липолям лифер - у него хоть не так опасен разбег в 0.25v 3.65-3.90, липоли при 4.45 полыхнут.
9 на ЭТ с липолями и ионками не повезло андрейМ (загорелась проводка в то время когда дома ни кого не было и ни чего из аккумов не заряжалось), остальные горели из-за пофигизма.

Оффлайн кронд

  • Электробайкер
  • **
  • Сообщений: 1755
  • Опыт +22/-1
10 ни чегона Эт по этому пожару не собираюсь писать
11 вот Юра молодец прекрасно понимает как готовить липошки (переколпаковать и отбраковать) и чего приправить (целлог)

Оффлайн ВеликВольт

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 3528
  • Опыт +20/-4
  • Пол: Мужской
  Кузьма, с твоими ли-по ничего не получилось вернуть, мой китаец покупал у другого, который всячески отнекивается, короче он спецом продает эти котлеты обманывая, что там больше емкости. И в основном покупатели - это владельцы бюджетных квадрокоптеров, они не заморачиваются на емкость, у многих обычные зарядки, без экрана и балансировки. Так что сейчас батарея лежит мертвым грузом. Я вот думаю, надо блин достать и распаять ее!  [facepalm3]

Короче вывод - если нет целлога, открой ты батарею хотя бы раз в 2 недели и померь балансировочную косу обычным мультиметром! Но желательно это делать в конце разряда или в конце заряда.

У меня вот есть такие копеешные "целлоги" 8s, можно проверить косу в 2 захода, просто перетыкиваешь дальше по косе. Показывает каждую ячейку отдельно и общий вольтаж. Настраивается пищалка, будет пикать на выставленном напряжении, например в конце на 3в, чтоб литий долго жил.

Оффлайн ВеликВольт

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 3528
  • Опыт +20/-4
  • Пол: Мужской
Да все верно, прокололся я с этой баткой. Но я думаю у каждой батки есть свой покупатель, просто они еще не встретились! Где то ждут друг друга, скучают... Но надежда о встрече теплится в груди!

Оффлайн maximusko

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 2545
  • Опыт +15/-2
  • электровелосипед собственной сборки
Так если бы у меня было место на улице, какой-нить негорючий сарайчик (каменная будка пара метров квадратных), я бы принял в дар.
Так-то на улице хранить и гонять на каком-нибудь внедорожном самокате - просто прелесть.
Хорошо рядом иметь порошковый или пенный огнетушитель и негорючее (авто)покрывало для хранения для защиты от открытого огонька (костра)

Оффлайн ВеликВольт

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 3528
  • Опыт +20/-4
  • Пол: Мужской
Укрыть ее нежно толстым асбестовым одеялом, заботиться о ней, почаще "угощать" целлогом...

Оффлайн maximusko

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Сообщений: 2545
  • Опыт +15/-2
  • электровелосипед собственной сборки
хочу-хочу-хочу  [smush]  да-да-да