Автор Тема: Li-po, ли-по, призматики - супермощный литий в пакетах  (Прочитано 39418 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 69
  • -Отблагодарили : 57
  • Сообщений: 1988
  • харизма +10/-2
Попробую подытожить инфу за 4 года использования

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 69
  • -Отблагодарили : 57
  • Сообщений: 1988
  • харизма +10/-2
Итак, 5,5 лет назад я купил шесть батарей (котлет) ли-по Турниджи в твердом корпусе

Turnigy 5000mAh 4S1P 14.8v 20C hardcase pack

 Котлета состоит из 4 элементов 3.7в 5Ач, соединенных последовательно. Вместе сразу купил "умную" зарядку-балансир Turnigy Accucel-8 150W 7A Balancer/Charger чтоб проверить все эти 6 котлет и по первости заряжать, пока нет общей зарядки. Ваттметр на руль Turnigy 130A Watt Meter and Power Analyzer чтоб перед глазами всегда была информация о емкости батареи и просадке по напряжению. Так как использую без БМС, то пикает если что cell log ,следит за напряжением каждой из 6 ячеек.

Котлета турниджи состоит из 4 элементов, соединенных последовательно. Платы БМС нет, поэтому нужно балансировать изначально такую сборку. После балансировать раз в полгода.



Начал проверять на емкость и с удивлением увидел, что при разряде током 3А они отдают емкость 4,7-4,8ач. Я тогда не знал, что китайцы завышают емкость и подумал что меня обманули.))) Ну ладно это мелочь, но один элемент в котлете оказался 1,5в. Это меня опечалило. Ведь я думал наконец то у меня будет емкая батарея 15ач! А вот нет, пришлось соединять в 10ач. 3 котлеты отложил до лучших времен.

Как я соединял. Все просто: 3 котлеты соединил последовательно, итого получилось 12 элементов последовательно, 12*3.7=44,4в. И еще 3 котлеты тоже последовательно. Потом эти 2 сборки я соединил параллельно. То есть емкости 4.8Ач сложились. Вышла неплохая и очень компактная батарея 44в 9,6ач. Котлеты стянул обычной изолентой. Так как корпус котлет жесткий пластиковый, то получилась довольно крепкая батарея. О корпусе тогда я ваще не думал, ящик-кофр появился много позже.

Осталось еще 3 котлеты, но к сожалению с одной "паршивой овцой". А так бы соединил 3 сборки параллельно и вышло бы 44в 14Ач. 44в*14Ач=600Вт*ч! Мечта! А пока остались лежать 3 котлеты. 1 котлету я пробовал использовать для фонарика, но по размеру большевата.

Второе удивление посетило меня, когда пришел ICharger и я померил внутреннее сопротивление каждого элемента. Где же все элементы по 1-2мОм? Где же идеальная балансировка? Все вранье. Разброс был 2-4мОм. Не, это супер результат, но я верил в 2 мОм - фантастическая цифра. Ведь чем меньше внутреннее сопротивление, тем меньше будет просадка по напряжению, тем бОльшие токи сможет отдавать такая батарея. Супербыстрая зарядка опять же...



    У котлет турниджи заявлено 20С. Это конечно смех. Считай 5ач*20С=100А. А провода идут 12AWG, это максимум 50А. Ну понятно, что никто и не использует такие токи, на электровелосипеде. В итоге Максимум 30А дают на эти липоли. Я прошил в Инфинеоне максимум 25А ток батарейный и 35 фазный.

Так как была зима, я сразу сделал чехол из пенки и плюс сверху еще чехол из шубы. Так как ли-по не любят мороз, постарался утеплить как мог. (Много позже поступила верная инфа - разряжать ли-по на морозе можно, но ток следует уменьшить до 0.6С, чтоб не было деградации батареи). http://evel-ural.ru/index.php?topic=266.0

 При первом соединении зарядил каждую котлетину отдельно и отбалансировал идеально. Это очень важно при соединении всех 6-ти котлет. Если какая то будет не заряжена-не отбалансирована, она в лучшем случае просто не даст взять полную емкость с других котлет, а в худшем может и сократить кол-во циклов.

По первости общей зарядки не было, приходилось после каждой покатушки заряжать каждую котлетину отдельно. Долго очень... Зато балансировка каждый день. :-) Но какая радость, после свинца весом 16кг, начал ездить на малютке весом 3,4кг! Причем свинец отдавал из 12Ач около 6Ач. А ли-по честные 8,5ач. Это супер! Просадка по напряжению была максимум 3в! Ну просто красота. 

Так как у Li-Po кол-во циклов заряд-разряд меньше чем у LiFePo4, то надо заряжать не до конца. Не 4.2в, а 4.18. Это просто в разы увеличит жизнь липошки. (По последним данным более длинная жизнь LiFePo4 надуманна, ли-по и ли-ион тоже работают больше 4-5 лет, чего хватает за глаза)

Я отказался сразу от БМС. Непоятно как она там все следит, все закрыто как черный ящик. Поэтому поставил целлог-вольтметр, изредка включаю, смотрю есть ли разбалансировка и выключаю. Также целлог громко пикает, на нижний порог, какой настроишь. И пикает когда разбалансировка между элементами, тоже как настроишь. Изначально сбалансированная сборка (ICharger или любой другой ЗУ-балансир) - работает стабильно, приятно смотреть как все ячейки опускаются и поднимаются синхронно. Разбег в 0,06в радует глаз. До конца, до 3в очень редко разряжал, обычно до 3,5в. В итоге из-за всех этих хитростей теряется около 1Ач. Мелочи, но зато более долгий срок службы.

Позже я купил Минвилл блок питания 48в, выставил его на 50В, ток на 7А и стало проще. Зарядку включил и через 1,5-2 часа все готово. Балансировал котлеты раз в полгода, возил батарею в рюкзаке и жил припеваючи. После балансировки, где то через 2 часа отстоя записывал напряжение всех элементов. И выяснил, что на 1 котлете элементы чуть ниже напряжением, чем на остальных. Но это никак не сказывалось на эксплуатации , пока не случилось косячное дело.

Я приехал с мороза -20С, очень торопился, надо было съездить еще по делу. Но я знал, что заряжать холодную батарею нельзя. Обычно я заряжал батарею вечером до 80% и утром, перед работой, чтоб она не стояла в напряжении всю ночь. Ну а тут подождал 20 мин и решил поставить на зарядку, все вроде пошло, ток 7А, напряжение повышается. Отлично, залил 4 Ач, примерно на 12км думаю хватит. Выехал на улицу, газ! И... пшик , газ не работает. Эхх, хорошо что рядом подъезд, ремонтировать на морозе тяжко. Проверил проводки газа, все цело. Проверил коннекторы фазные и датчики, все целое, млин, но газа нет. Пришлось идти домой, встречу отменил.

Дома проверил мультиметром, газ от 0 до 4,5в поднимает - ок. Датчики от 0 до 4,5в дергаются - ОК. Померял нупругу - ё-маё - 32в. А у меня отсечка в контроллере выставлена на 42в. 3.5*12=42в. Понятно, что контроллер и не давал работать батарее. Дернулся проверять котлеты, копец... та отстающая котлета по нулям... все 4 элемента в ней. Лихорадочно отсоединил ее, как хорошо, что нет пайки, все на коннекторах золоченных 4мм "пули". Разобрал котлету, корпус легкий на разборку оказался - хрупкий, все элементы отпаял-отсоединил. Пытался их оживить большим током. 1 элемент ожил, остальные 3 умерли навсегда. То есть батарея не успела остыть, наверно температура была около -5С. И при заряде холодный литий начал окисляться, вот слабая котлетина не выдержала. Это я типа так проверил всю сборку на самую слабую ячейку, экстрим-тест елки зеленые.)))


Хорошо, что есть запасные еще 2 котлеты! Заменил умершую и опять катал без проблем. Так что вот, товарищи электробайкеры, ли-по можно заряжать только когда все элементы стали комнатной температуры! Запомните навсегда! След. рассказ под названием "Как я апгрейдил батарею до 3p - 13ач".

Фото ниже
« Последнее редактирование: 25 май, 15, 17:04:56 от snoag »

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 69
  • -Отблагодарили : 57
  • Сообщений: 1988
  • харизма +10/-2
Парень кидает в воду мощные li-po 6s, 25C!!! Как так? Я всегда думал, что сразу будет КЗ. А мы еще боимся ездить в дождь, тут блин высокотоковые аккумы полностью в воде...

https://youtu.be/BAmNvMLbqOE

Оффлайн maximusko

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 42
  • -Отблагодарили : 45
  • Сообщений: 918
  • харизма +12/-1
У него слишком чистая вода...
Надо посолить хотя бы, чтобы ионы появились, думаю так.
Или "советскую" воду из под крана попробовать применить.

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 69
  • -Отблагодарили : 57
  • Сообщений: 1988
  • харизма +10/-2
  Ну чтож эра ли-по закончена уже официально, появились ли-ионки 18650 с такими же параметрами, отдающие большие токи, но в разы безопаснее. 18650 имеют защитный клапан, значит огня не будет, сорвет защиту, вытечет литий. Большой плюс 18650 - можно делать любую форму!

  Мою батку, собранную из "котлет" липо Turnigy 5000mAh 4S1P 14.8v 20C hardcase pack я 4 года назад апгрейдил, добавил еще 3 котлеты в параллель, получилось 44в 14Ач. В итоге прошло 7 лет, батарея отдает уже 12Ач, то есть емкость упала. Но разбаланс минимальный, хотя БМС не использую, но балансирую строго раза 3 в месяц iCharger 208.

  Многие мне говорили, что батарея проживет максимум 3 года, но вот прошло 7 лет! Емкость упала до 80%. Но я всегда заряжал не на полную, до 4,17в на элемент и разряжал тоже не в ноль - до 3,3в. Возможно из-за этого так долго живут, плюс своевременная балансировка.

  Целлог тут очень помогает. Но включать его надо только кратковременно! Посмотрел и сразу выключил. Иначе он сильно разбалансирует первые 2 ячейки. Так что ориентируюсь по велокомпу - пробег, и в конце поездки уже включаю целлог на несколько секунд.  [ok]

  Бывает даже при 3,4в! уже начинается разбалансировка, тогда газ давлю меньше, скорость сбрасываю - так можно проехать еще несколько км и как только разбаланс достигает 0,150в - выключаю батарею и еду на педалях. Но это бывает редко. (те у кого нет ЗУ-балансира, то советую не достигать разбаланса больше 0,40в, а то БМС тяжко будет балансить)

  Мечтаю о батке из 18650 HE4 и сразу поставлю качественную БМС, надоело уже следить за всем вручную. И сделаю наконец себе хороший кофр, а то "сапожник без сапог".  [ab]