Автор Тема: Эксплуатация АКБ в мороз  (Прочитано 6844 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nicki

  • Super
  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 16
  • -Отблагодарили : 11
  • Сообщений: 694
  • Опыт +8/-0
  • Пол: Мужской
  • Езжу на батарейках с мотором
Эксплуатация АКБ в мороз
« : 28 окт, 14, 13:02:40 »
Вчера то на встрече все торопились домой, боялись за батку, а там как минимум час-два просидим за сосисками...

меньше всего я за нее переживал


перенес:
Значит подытожим, как пользоваться ли-ионной батареей зимой:

- Холодную батарею разряжать осторожно, убавив ток в 2 раза (к примеру половина газа). Конечно лучше прошить ток на меньший,  у кого программируется контроллер или есть "умный ваттметр".

- Желательно утеплить, тогда батарея не так быстро остынет, через некоторое время при езде нагреется еще сама и убавлять ток не надо так кардинально.

- Если сделать подогрев, то это будет ваще идеально, можно ездить как летом. Но тут главно следить термодатчиком, чтоб не перегреть саму батарею. (эту тему еще дорабатывать надо, например, как равномерно подогреть батарею? Чтоб не было так: по периметру идет нагрев элементов, а ближе к середине холод еще. )

« Последнее редактирование: 25 май, 15, 16:40:24 от admin »
донор: Merida Matts 40-MD АКБ: Li-ion 17s3P Panasonic  NCR18650PF + LiPo 17s1p ZIPPY Compact 5,8Ач Мотор: q100 МАС10Т
CycleAnalyst - FAQ

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 95
  • -Отблагодарили : 73
  • Сообщений: 2294
  • Опыт +11/-2
  • Пол: Мужской
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #1 : 28 окт, 14, 17:45:32 »
ишь ты какой смелый, у тебя то как раз совсем не утеплен бокс пластиковый...

Оффлайн Nicki

  • Super
  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 16
  • -Отблагодарили : 11
  • Сообщений: 694
  • Опыт +8/-0
  • Пол: Мужской
  • Езжу на батарейках с мотором
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #2 : 28 окт, 14, 19:40:00 »
она сама по себе греется не хило, да и него не будет ей от мороза. Главное не зарежать сразу по приезду домой.
донор: Merida Matts 40-MD АКБ: Li-ion 17s3P Panasonic  NCR18650PF + LiPo 17s1p ZIPPY Compact 5,8Ач Мотор: q100 МАС10Т
CycleAnalyst - FAQ

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 95
  • -Отблагодарили : 73
  • Сообщений: 2294
  • Опыт +11/-2
  • Пол: Мужской
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #3 : 28 окт, 14, 23:36:55 »
Мало точной инфы. Нужны конкретные эксперименты приводить со ссылками, а  не просто говорить  - ничо не будет... По моим ли-по, дак холод не проходит даром. Тем более когда ты стоишь - охлаждаешь, а потом начинаешь нагружать их. Общее кол-во циклов падает, вн. сопротивление увеличивается. Я считаю, лучше уж говорить правду, чем думать, что литию пофиг на мороз. Тут наверно стоит тему открыть отдельную , кто что думает насчет этого. У некоторых уже опыт большой...


Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #4 : 28 окт, 14, 23:55:00 »
Юра, открываешь datasheet на используемые ячейки и смотришь графики/читаешь спецификации. Разряжать литиевые аккумуляторы при минусовых температурах можно, НО нужно снизить токи разряда (особенно касается Li-ion, в меньшей степени LiPo и LiMn2O4, а LiFePO4 не касается), заряжать категорически нельзя.
Вообще, заряд рекомендуется при температурах около 20ºC.


Ты прям как с Луны свалился (с)  [smeh3]  собираешь аккумы, а в каких условиях их можно эксплуатировать, не знаешь.
А так, согласен, лучше не морозить, чем морозить.
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 95
  • -Отблагодарили : 73
  • Сообщений: 2294
  • Опыт +11/-2
  • Пол: Мужской
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #5 : 29 окт, 14, 02:00:28 »
Возможно, что даташиты отличаются от реального использования. У меня например на ли-по "народных" написано 30C.   А в реале могу брать только 3С.
« Последнее редактирование: 25 май, 15, 16:42:43 от snoag »

Оффлайн Nicki

  • Super
  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 16
  • -Отблагодарили : 11
  • Сообщений: 694
  • Опыт +8/-0
  • Пол: Мужской
  • Езжу на батарейках с мотором
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #6 : 29 окт, 14, 06:36:53 »
30C это максимум пиковых значений, но ни как не нормальная работа. Просадка напряжения будет ВСЕГДА т.к. АКБ имеет внутренние сопротивление, даже Липо как не странно =) На моих липо при 20А просадка 4В на всю АКБ, а это почти 3,5С на ячейку!
донор: Merida Matts 40-MD АКБ: Li-ion 17s3P Panasonic  NCR18650PF + LiPo 17s1p ZIPPY Compact 5,8Ач Мотор: q100 МАС10Т
CycleAnalyst - FAQ

Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #7 : 29 окт, 14, 09:42:52 »
Datasheet - документ. Если описываемый элемент не соответствует заявленным характеристикам, то он является бракованным/поддельным. Соответствие должно быть! В серьезных компаниях тестированию уделяется большое внимание, абы что не напишут.


Наркоты (у тебя же они), насколько я знаю, не имеют даташита (по крайней мере в свободном доступе), поэтому мы верим в наклеечку и надпись на сайте. И тут характеристики ограничиваются лишь смелостью продавца. Это как с составом и рекламным описанием для пищевых продуктов.
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 95
  • -Отблагодарили : 73
  • Сообщений: 2294
  • Опыт +11/-2
  • Пол: Мужской
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #8 : 29 окт, 14, 13:06:16 »
Ага , у Nicki вон тоже ли-ион с даташитом. И что в итоге? Дикая просадка. Почему так? Несоответствие даташиту? Брак элементов или фирма "ли-онных венников не вяжет"?

Я могу сказать за свои ли-по. За 4 года , после каждой зимы увеличивалось вн. сопротивление. Было 1-2мОм, стало 5-6мОм. Летом таких скачков нет. И еще я той зимой приехал после холода и буквально через 40 мин надо было срочно съездить на 10км, решил по  бырому закачать 3Ач, хватило бы. В итоге как только выехал, контроллер вдруг отрубил. Смотрю, напруга явно маленькая. Начал разбирать и... сразу 4 мертвых ячейки. То есть даже  после 40 мин отогрева в комнате - опасно заряжать ли-по да и любой литий думаю. Им нужна явно плюсовая температура.

У тебя то понятно емкая батарея, но у многих не больше 360Вт*ч. У тебя как у свинца в машине - тоже в мороз просадка, но выдерживает из-за огромной емкостив 100ач. Поэтому остальным, мелкобатареечным, надо серьезно подходить к использованию лития зимой.
« Последнее редактирование: 25 май, 15, 16:45:49 от snoag »

Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #9 : 29 окт, 14, 13:29:07 »
Юра, я про одно, а ты про другое  [rant1]
У Николая как раз все по даташиту, в точности.


Любой модельный аккумулятор (наркоты сюда относятся) - расходник, так как у него совсем другое предназначение. То, что ты убил ячейки, - чисто твоя вина, нужно было за температурой следить, время то при чем?


У меня сейчас емкая батарея, а до нее я катал на лифере без утепления 2 зимы, и на модельных липошках 1 зиму. Опыт есть. Аккум теплый - гоняй, остыл - сбавь ток, а для зарядки - подожди, пока прогреется.


Еще обсуждаем такие очевидные, казалось бы, вещи.
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon

Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #10 : 29 окт, 14, 13:46:07 »
Из даташита на LG D1.

И это указаны максимальные токи разряда. То есть для 3p конфигурации, это всего лишь 4.5 А в максимуме!
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon

Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #11 : 29 окт, 14, 13:56:33 »
Из даташита на Panasonic Николая, графики для 1С.
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 95
  • -Отблагодарили : 73
  • Сообщений: 2294
  • Опыт +11/-2
  • Пол: Мужской
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #12 : 29 окт, 14, 14:04:38 »
Ну дак я и говорю очевидные, а ты споришь. ТИпа зима тебе не страшна... Что я не прав, что надо утеплять батарею?  Конкретно же написано в даташите, на холоде батарея отдаст почти вдвое меньше емкости!

Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #13 : 29 окт, 14, 14:56:44 »
а ты споришь
[facepalm2]

Цитата: snoag

зима тебе не страшна...
[facepalm2]
Цитата: snoag
на холоде батарея отдаст почти вдвое меньше емкости!
[facepalm2]
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 95
  • -Отблагодарили : 73
  • Сообщений: 2294
  • Опыт +11/-2
  • Пол: Мужской
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #14 : 29 окт, 14, 18:05:07 »
Ну хорошо, попробую разжевать досконально, чтоб ты меня понял. Видимо у нас разъемы совсем не подходят, нет контакта.  [ab]

 В даташите показан тест одного элемента, так? Не целой батареи. Этот элемент разрядили при минусовых температурах, стало ясно, что надо уменьшить ток вдвое, иначе идет дикая просадка по напруге. Элемент отдает меньше емкости.

- Уменьшили ток , и что? Элемент отдал обычную паспортную емкость?

- А что если подержать элемент на холоде например 4 часа и разрядить тоже малым током - элемент опять отдаст обычную емкость?

- Далее, утеплять батарею нет смысла. Достаточно уменьшить ток?

- И главный вопрос, все то же самое только с целой батареей?

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 95
  • -Отблагодарили : 73
  • Сообщений: 2294
  • Опыт +11/-2
  • Пол: Мужской
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #15 : 29 окт, 14, 18:17:25 »
Datasheet - документ. Если описываемый элемент не соответствует заявленным характеристикам, то он является бракованным/поддельным. Соответствие должно быть! В серьезных компаниях тестированию уделяется большое внимание, абы что не напишут

Еще вопрос в догонку - где даташит на разряд элемента при -15С0, -20С0, -30С0, бывает и при -35С0 ездим, правда максимум неделю.
« Последнее редактирование: 25 май, 15, 16:46:50 от snoag »

Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #16 : 29 окт, 14, 18:29:28 »
Даташит на 1 ячейку, само собой.
Ты неправильно понял приведенные данные. Ток нужно уменьшать не для того, чтобы емкость выжать полностью (ее выжмешь только бесконечно уменьшив ток), а для того, чтобы не убить батарею, так как, ВНИМАНИЕ, разряжать холодную батарею можно, только "осторожно" (ток уменьшить нужно).

Я ведь не говорю, что утеплять не нужно. Снова ты меня не понял. Я говорю, что МОЖНО использовать на морозе, только условия токоотдачи необходимо привести в соответствие с даташитом.
Все с чего началось?

Вчера то на встрече все торопились домой, боялись за батку, а там как минимум час-два просидим за сосисками...
Как будто она сама сдохнет только потому, что температура опустится.
Я считаю, лучше уж говорить правду, чем думать, что литию пофиг на мороз.
Нужно не за батарейку бояться, а за выбранный режим разряда. А режим мы сами выбираем.
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon

Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #17 : 29 окт, 14, 18:36:58 »
Еще вопрос в догонку - где даташит на разряд элемента при -15С0, -20С0, -30С0. Почему серьезная компания не провела эти тесты? А ведь мы бывает и при -35С0 ездим, правда максимум неделю.
-35 не входит в диапазон рабочих температур -20º... 60º. Так что эксплуатация Li-ion при этих температурах "вне спецификации".
У лифера А123, вроде, нижняя граница -30º.
Нет смысла делать тесты при промежуточных температурах типа -15 и -5, если есть результаты при -20, -10, 0, например. Графики показывают тенденцию, а не точные параметры при процессе.


В документации на Монстры есть график разряда при -30º:
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon

Оффлайн Nicki

  • Super
  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 16
  • -Отблагодарили : 11
  • Сообщений: 694
  • Опыт +8/-0
  • Пол: Мужской
  • Езжу на батарейках с мотором
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #18 : 30 окт, 14, 05:22:15 »
Юра, я про одно, а ты про другое  [rant1]
У Николая как раз все по даташиту, в точности.

подтверждаю, просто не внимательно посмотрел.
донор: Merida Matts 40-MD АКБ: Li-ion 17s3P Panasonic  NCR18650PF + LiPo 17s1p ZIPPY Compact 5,8Ач Мотор: q100 МАС10Т
CycleAnalyst - FAQ

Оффлайн АмперВел

  • Электричество дарю!
  • ***
  • Спасибо:
  • -Сказал: 95
  • -Отблагодарили : 73
  • Сообщений: 2294
  • Опыт +11/-2
  • Пол: Мужской
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #19 : 30 окт, 14, 11:14:24 »
Ну вот Паша, диалог! Разъемы подошли!  А то сарказм и битие по лбу = непонимание.

Значит подытожим, как пользоваться ли-ионной батареей зимой:

- Холодную батарею разряжать осторожно, убавив ток в 2 раза (к примеру половина газа). Конечно лучше прошить ток на меньший,  у кого программируется контроллер или есть "умный ваттметр".

- Желательно утеплить, тогда батарея не так быстро остынет, через некоторое время при езде нагреется еще сама и убавлять ток не надо так кардинально.

- Если сделать подогрев, то это будет ваще идеально, можно ездить как летом. Но тут главно следить термодатчиком, чтоб не перегреть саму батарею. (эту тему еще дорабатывать надо, например, как равномерно подогреть батарею? Чтоб не было так: по периметру идет нагрев элементов, а ближе к середине холод еще. )

Значит на Шарташе, пока будем жарить сосиски, наши батареи совсем остынут и потом когда поедем, ток надо будет уменьшать как можно ниже?

p/s/ Я лично думал, что если наоборот вжаривать зимой, газовать больше, то типа батарея сама себя греет.

Оффлайн MandarinVP

  • Электробайкер
  • **
  • Спасибо:
  • -Сказал: 12
  • -Отблагодарили : 32
  • Сообщений: 807
  • Опыт +14/-2
  • Пол: Мужской
  • День радио!
Re: Эксплуатация АКБ в мороз
« Ответ #20 : 30 окт, 14, 18:26:02 »
Ток убавить, но не в 2 раза, а согласно рекомендациям производителя (для LG D1 я писал). В общем случае сделать его не больше 0.5С.


Вжариваешь - батарея разогревается, но на ее здоровье этот внутренний нагрев сказывается отрицательно.
[Велосипед GT Avalanche] -> [GT Avalanche + Q100] -> [GT Avalanche + MAC] -> [Самовар Лигерад + MAC] -> [Велосипед]
Продам MAC и Infineon